Село Бурганкент - сайт села Бурганкент Табасаранского района
Главная » Статьи » Табасаран

ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА
В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окруж-ном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. 
В табасаранских аулах были построены лесопильные за-воды, создавались пункты фруктосушения. Велась также работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на род-ных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений. 

Важнейшим этапом в истории всего табасаранского народа было образование в 1929 г. Табасаранского района. До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южный Табасаран - в Кюринский. По Консти-туции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое адми-нистративное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседа-гестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении но-вого районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была по-ложена четырехчленная система административно-территориального деления: сельсовет - район - округ - республика. 


В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава Республика Дагестан была разделена на 26 районов. 7 Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав этого района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района (до образования Хивского района). 

С 1934 года центром Табасаранского района становится селение Хучни. 
Хивский район образован Постановлением Президиума Центрального Комитета ДАССР 23 марта 1935 года с центром в селении Хив. 27 мая 1935 года на 1 съезде Советов Хивского района были выбраны члены пленума и президиума районного исполнительного комитета. Первым руководителем района и пред-седателем исполкома был избран Мирзоев М.Н. Площадь района составляет более 62 тыс.гектаров. На севере район граничит с Табасаран-ским, на юге - Курахским, на юго-востоке - Сулейман Стальским и на западе - с Агуль-ским районами. Хивский район объединяет 16 сельских муниципальных образований, где дружной семьей в 43 населенных пунктах бок о бок живут два братских народа - табасаранцы и лезгины. 

Разнообразна и величественна природа, трагична история и судьба двух братских народов района, как и других народов Дагестана. 

Не один раз им приходилось восстанавливать стертые с лица земли целые села после варварских нашествий арабских, тюркских, пер-сидских и татаро-монгольских завоевателей. 
С древних времен до Октябрьской револю-ции на земле произошло столько событий, войн, сражений, что даже удивляешься, что эта земля и ее отважные сыны достойно выдержали все испытания, которые уготовила им судьба, сохранили прекрасный край для потомков. ... 
К началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза. Было на-чато строительство Арбакуранского фруктосушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кондик, Межгюл, Аркит и Хуч-ни. 

Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п. Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской гра-фики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался в 1927 г., еще до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахрима-нов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными уча-стниками ликвидации безграмотности в районе были Полов Урудж, Айдемиров Гасанбек и др. Еще в 20-х г. была создана газета "Голос табасаранца” на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название "Уру Таба-саран” ("Красный Табасаран”) и являлась органом Табасаранского райкома партии. В Табасаране появились свои поэты и писатели - А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. 
Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр. В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, сотни табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли. Тысячи табасаран за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за само-отверженный труд в тылу награждены орденами и медалями Советского Союза. В после-военные годы табасараны, как и все народы Дагестана, направили свои усилия на ликви-дацию тяжелых последствий и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом рес-публики. Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 луч-шим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц - М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магоме-дова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открыва-лись или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявля-лась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в дру-гих городах Советского Союза. 



Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохо-зяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Та-басаранском и Хивском районах, помимо местных учителей, трудились сотни учителей - представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд по-колений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора и десятки табасаран стали кандидатами наук. Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие полу-чила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, А. Асланова, Ш. Шахмарданова, П. Касимова и пр. Большая работа проделана по дальнейшему развитию культурно-просветительных уч-реждений, печати, издательского дела, кинофикации и радиофикации. 
В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при до-мах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступа-ют с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г., а также в Хучни. На страже здоровья трудя-щихся -десятки медицинских учреждений и сотни специалистов. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. 

Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли бого-словия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Му-хаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги - "Диндин асулар шубуб - иман, ислам, суннет ву” ("Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). 
В XVII - XVIII вв. создавали свои тру-ды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю ка-ждого народа. Равенство народов не должно быть лишь конституционной строкой. В ны-нешних условиях необходимо учитывать тот факт, что крупные перемены, происходящие в жизни нашей страны, неуклонный рост национального самосознания и этнического самоутверждения настоятельно требуют внимания и развития творческих сил всех народов и этнических групп.



Источник: http://wap.vostlit.borda.ru/?1-3-0-00000061-000-30-0
Категория: Табасаран | Добавил: Admin (09.07.2012)
Просмотров: 2911 | Теги: История, табасарана, ИСТОРИЯ ТАБАСАРАНА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Смотрите также похожие материалы
avatar
Форма входа
Категории раздела
Музыка
Погода
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0